Цифровая телефония постепенно приходит на смену аналоговой. И если для частных клиентов особой разницы между этими технологиями не наблюдается, кроме улучшения качества связи, то в корпоративном сегменте они заметны.
Это не только возможность гибкой настройки системы корпоративной связи, но и подключение дополнительных функций, видео и конференцсвязь, использование сторонних приложений.
Значительным упрощением построения телекоммуникационных сетей стала разработанная архитектура AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data), которая позволяет обмениваться как обычными данными, так и использовать аудио- и видеопотоки с различными приоритетами. Важной особенностью AVVID является ее распределенность и простая масштабируемость, ее можно распространить как на одно помещение, так и на целые комплексы зданий, включая удаленные филиалы. В ее основе использованы открытые стандарты передачи видео и аудио (H.323 и MGCP), что позволяет интегрировать ее в существующие сети за короткое время.
Сервер Cisco MSC с установленным ПО CallManager
В качестве центрального управляющего узла используются сервера Cisco MCS (7835, 7845 и пр.) либо других сертифицированных производителей с установленной системой Cisco CallManager. В комплект поставки также входит набор сервисных и коммуникационных программ для мониторинга работы системы. При необходимости несколько серверов CallManager можно объединить в кластер, что позволит обслуживать до 2500 номеров на каждый сервер и 50 тыс. звонков в час.
С администрированием системы справится работник IT-отдела предприятия без использования специализированных знаний и навыков. Единая графическая консоль позволяет не только управлять всеми параметрами звонком, но и проводить мониторинг системы, добавлять новые устройства и пользователей, редактировать существующих.
Клиентское рабочее место
На рабочем месте конечного пользователя устанавливается IP-телефон любой поддерживаемой модели. Его модель выбирается в зависимости от используемых работником расширенных функций. Например, руководителям отделов можно установить Cisco 7931G, который может отобрать статистическую информацию об использовании подчиненных аппаратов, видеть списки совершенных и пропущенных звонков.
В отделе продаж и логистики пригодится Cisco CP-7931 с функцией записи совершенных звонков и возможностью их прослушивания при необходимости, рассылка напоминаний о предстоящих совещаниях и пр.
Для возможности подключения компьютера старшие модели комплектуются встроенным двухпортовый сетевой коммутатор Ethernet 100/1000. Высокое качество голосовой связи обеспечивается поддержкой протокола 802.1Q и сервисом QoS, который ставит голосовому трафику более высокий приоритет, чем потоку данных. Большинство сетевых настроек выставляются в аппарате автоматически сервером CallManager, который обнаруживает телефон по протоколу DNS и DHCP.
Система поддерживает проводные и беспроводные модели, а также специализированные модификации для переговорных и иных специализированных помещений. Большинство аппаратов поддерживают питание по стандарту PPoE, что избавляет от необходимости включать телефон в розетку. Современные модели с приставкой K9 обеспечивают возможность шифрования переговоров по ключу, что делает невозможным перехват их злоумышленниками.
Голосовые (VoIP) шлюзы
Для подключения корпоративной IP-телефонии к аналоговым городским сетям и для возможности использования одноголовых устройств используются голосовые шлюзы, преобразующие цифровой сигнал в аналоговый и обратно. В зависимости от объема трафика, количества подключенных устройств можно использовать Cisco VG-202, 204 и прочие модели с установленными голосовыми модулями. Также можно приобрести шлюзовые модули для коммутаторов серии Catalyst 2900/3900. Если у вас осталось до 48 аналоговых устройств, для их поддержки есть смысл приобрести шлюз Cisco VG-248
При необходимости организации аудиконференцсвязи следует приобретать оборудование с поддержкой транскодирования и выделения соответствующих ресурсов. Обычно такие услуги предоставляет специальный модуль AGM либо NM-HDV.
Сетевое оборудование
При приобретении коммутаторов следует уточнять наличие в прошивке утилит настройки параметров Cisco AVVID, которые позволяет указывать высокий приоритет звуковым и видеоданным. Особый механизм делегирования привилегий сможет автоматически перебросить запросы при подключении к нему IP-телефона, что разрешено политикой безопасности. Всем этим требованиям соответствует Catalyst 3560, каждый пользователь которой сможет подобрать себе модель с нужным числом портов и типом подключения.
Развертывание архитектуры AVVID позволит использовать все преимущества цифровой связи, включая аудио и видеоконференции, но и обеспечить приоритет ее передачи внутри корпоративной сети и за ее пределами. Это позволит получить высокое качество изображения и ясный звук даже при загрузке каналов связи или их недостаточной пропускной способности.